Любая коммерческая фирма, по сути, является большим живым организмом, эффективность работы которого остро зависит от слаженности взаимодействия всех сотрудников. Однако в некоторых сферах бизнеса, таких как дистрибьюция, весомая часть успеха и, соответственно, дохода компании зависит от самостоятельных действий отдельных людей - торговых представителей. Торговый представитель - это очень сложная профессия. Занимаясь изучением и освоением своей ниши рынка, он является ключевым звеном между производителем и потребителем. Его обязанности пересекаются с должностными обязанностями бухгалтера, юриста, психолога, экономиста, маркетолога, водителя, а иногда и грузчика. К счастью, современные технологии и уровень развития мобильной инфраструктуры позволяют создать недорогие программные решения, способствующие упрощению и автоматизации многих рутинных обязанностей коммерческого агента. Одним из таких решений является система поддержки мобильной торговли "Моби-С", чей функционал заинтересует многих профессионалов. И это является поводом, чтобы рассмотреть ее возможности детальнее.
Принцип действия
Принцип действия "Моби-С" заключается в следующем: программный комплекс состоит из двух частей - серверной и мобильной. Клиентская часть программы устанавливается на мобильных устройствах - КПК, смартфонах, планшетниках и нетбуках, работающих под управлением операционных систем Windows Mobile или Google Android. Установленная и настроенная программа дает возможность торговому представителю работать с локальной учетной системой. Программа позволяет загружать актуальную для агента информацию из учетной системы и выгружать созданные документы и прочие данные.
Серверная система может быть установлена на обычном персональном компьютере в офисе. Сервисный компонент PocketServer.dll является связующим звеном между учетной системой и мобильной частью. После получения запроса от мобильной части, данные запроса передаются во внешний отчет, который в зависимости от типа запроса либо принимает данные в учетной системе, либо подготавливает данные для выгрузки в КПК.
Подсистема внешнего отчета является основным элементом взаимодействия торгового агента с учетной системой. Внешний отчет отвечает за состав выгружаемых на мобильное устройство данных и осуществляет формирование и учет созданных в КПК документов.
Функциональные возможности
Сбор заказов в торговых точках, хотя это и не заметно со стороны, является кропотливой работой, связанной с проведением переговоров, заполнением большого количества документов, проведением презентаций и т.д. Небольшая неточность в ценах или ошибка в заполнении заявки - и клиент может потерять интерес к дальнейшему сотрудничеству. При автоматизации процесса заполнения документов влияние человеческого фактора сводится к минимуму: торговый представитель создает в КПК документ по заранее заготовленному шаблону (Продажа, Заказ, Покупка, Приходный Кассовый Ордер, Инвентаризация, Анкета и прочее), заполняет необходимые графы и выбирает цены из прайс-листа с учетом необходимых скидок.
Получение текущей информации по товарам и клиентам (остатки, долги, цены, скидки и т.д.) позволяет коммерческому агенту оперативно принимать решения непосредственно в торговой точке. Программа не дает торгпреду выходить за установленные рамки - например, за лимиты товаров на складе или максимальный уровень скидок, что снижает риск возникновения ошибки.
В режиме "Задания" коммерческий агент видит на экране мобильного устройства список задач, которые он должен решить в торговой точке, чтобы визит считался успешным. Это в значительной степени повышает результативность его работы. А фотографии товаров в каталоге помогают наглядно иллюстрировать коммерческое предложение при общении с клиентом.
Интересен будет и режим "Торговля с колес". Подключение мобильного устройства к внешнему принтеру, а также чтение штрих-кода камерой устройства позволяют организовать документооборот для обеспечения van-selling'а.
Мерчендайзинг - это не только проверка и обеспечение выкладки своего товара (презентабельно выставленный товар лучше привлекает внимание покупателей и активнее продается), он также является и составной частью комплекса мер по изучению рынка. Ведь еще до того, как подойти к клиенту за получением очередного заказа, необходимо выяснить количество своего товара на полках магазина, его представленность и качество выкладки, а также не потеснили ли конкуренты вашу торговую марку. Сбор и систематизацию подобной информации приходится делать для каждой посещенной торговой точки, что достаточно трудоемко. Поэтому очень часто в некоторых фирмах такими обязанностями занимаются отдельный персонал - мерчендайзеры.
Система "Моби-С" позволяет в значительной мере упростить и ускорить этот процесс: торговые полки фотографируются, снимки привязываются к соответствующим документам, остатки товаров и цены фиксируются в заранее заготовленных шаблонах документов. Сделанные на КПК фотографии содержать цифровую подпись, в которой зашифровано время и дата создания файла, GPS-координаты. Таким образом, существенно сокращаются трудозатраты и расход времени коммерческого агента на мерчендазинг, а также упрощаются обработка и контроль полученной информации для последующего анализа ее высшим руководством.
Контроль работы торговых агентов. По специфике своего рода деятельности торговые представители обладают значительной свободой действий и перемещений. Зачастую некоторые сотрудники, особенно новички, не могут или не хотят оптимизировать распределение своего рабочего времени. Недобросовестная работа таких коммерческих агентов неминуемо сказывается на доходах компании. Поэтому руководство всегда хочет быть в курсе, где находятся их сотрудники, и чем они занимаются.
Если мобильные устройства персонала поддерживают работу GPS, спутниковая система сможет в реальном времени показывать текущее местонахождение всех торговых агентов. Как вариант, контроль передвижения коммерческих агентов может осуществляться в виде снятие GPS-трека с автоматической или ручной выгрузкой данных. Если в устройстве нет функции GPS, проверить маршрут перемещения торгового представителя можно по текстовому отчету, в котором выводятся посещенные клиенты, параметры посещения и созданные документы. Отдельно выводится список не посещенных заказчиков. Дополнительным способом контроля может быть создание фотоотчетов в торговых точках. К тому же вся деятельность сотрудника на КПК (ошибки, действия пользователя, системные события, сеансы связи) фиксируется программой в соответствующем log‑файле. Это помогает установить ход событий при возникновении проблем или разногласий между словами торгового агента и результатами его деятельности.
Планирование работы торговых агентов может существенно повысить их производительность труда, вследствие чего возрастут продажи товаров и услуг в масштабах всей фирмы. В стандартной поставке "Моби-С" входит несколько инструментов, которые значительно облегчают этап планирования и контроля работы коммерческих представителей. Перед началом планирования необходимо получить точные GPS-координаты торговых точек. Сбор координат может производиться вручную, с помощью работников или с использованием функции определения координат по адресу.
Далее торговые точки закрепляются за конкретными сотрудниками. Привязка агентов позволяет потом использовать функции планирования посещений и маршрутизации. Функция назначения клиентов, которых необходимо посетить, позволяет визуально запланировать посещение торговых точек на каждый день заданного периода.
После сбора предварительной информации наступает этап планирования заданий, которые торговому представителю необходимо выполнить в торговой точке: выполнение определенного поручения, получение оплаты за товар, оформление нового заказа, анкетирование, фотографирование и т.д. Менеджер может задать время посещения клиента, а также порядок выполнения заданий в торговой точке.
Офисная часть программы "Моби-С" тесно интегрирована с системой 1С версий 7.7 и 8. Однако это не требует изменения настроек данной системы, поскольку все конфигурируется во внешней обработке. Такое взаимодействие позволяет проводить документ в 1С прямо с мобильного устройства. Если документ проведен успешно, то на смартфоне он становится доступным только для чтения. Это дополнительно упреждает возможность совершения ошибки по вине человеческого фактора. Отсутствие промежуточного сервера между учетной системой и КПК гарантирует, что на мобильном устройстве указаны точные данные, какими они были в системе на момент загрузки (особенно важно при работе с остатками на складе). Офисная часть "Моби-С" позволяет назначать торговым представителям маршрут и контролировать их перемещения. Благодаря этому можно оптимизировать взаимодействие между руководством и коммерческими агентами, чутко реагируя на изменения оперативной обстановки.
Итого
Мобильная система "Моби-С" является недорогим и полезным бизнес-инструментом, который способен в значительной степени увеличить эффективность работы любой дистрибьюторской компании. Программа решает основные задачи, с которыми регулярно сталкиваются в своей деятельности торговый представитель и его супервайзер:
обеспечивает ведение полноценного документооборота на мобильном устройстве (Продажа, Заказ, Покупка, Приходный Кассовый Ордер, Инвентаризация, Анкета и т.д.);
при подключении к КПК внешнего принтера позволяет вести полноценную торговлю "с колес";
обеспечивает оперативный обмен данными между мобильным устройством и учетной системой (регистрация заявок, проведение документов, просмотр цен или остатков на складе);
содержит любое количество фотографий, привязанных к позициям в каталоге товара, для демонстрации клиентам;
позволяет фиксировать информацию по остаткам и выкладке товара в торговой точке и создавать фотоочеты;
контролировать передвижение коммерческих агентов по маршруту, а также фиксировать выполнение ими заданий в торговой точке.
Разумное использование возможностей "Моби-С" в деятельности дистрибьюторской компании гарантированно приведет к повышению эффективности труда каждого сотрудника, а следовательно и к увеличению продаж в масштабах всей фирмы.