Авторский проект Даниила Бурова

Категории каталога

Hostinfo.ru [21]
Webplanet.ru [1]
Видеохостинги [6]
Платежные сервисы [17]
Сервисы закладок [6]
Softkey.info [11]
Бытовуха [7]
uCoz [4]
Каталог терминов [6]
Авто [1]

Реклама

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи » Платежные сервисы

Трастовая экономика: Мир P2P-кредитования
27-летняя Какда Сан (Kakda Sun) живет в деревне Чроуи Ампил в камбоджийской провинции Кандал. Здесь же она работает ткачихой, создавая традиционные платки или "крама". Своему ремеслу Какда Сан научилась от матери на ткацком станке, размещенном в их семейном доме. Но в 2007 году у нее заболел аппендицит, и семье пришлось собирать 300 долларов на лечение.

"Тогда я работала на текстильной фабрике", – говорит она через переводчика. - "Условия труда были очень тяжелыми. Иногда, когда тебе было плохо, нельзя было даже попросить о перерыве". Когда она выздоровела, то стала искать, где можно взять ссуду на приобретение мотка ниток, который стоял 300 долларов, и нового ткацкого станка, стоявшего 500 долларов. Это позволило бы ей работать дома.

Объединившись со своими односельчанами, она обратилась в Angkor Microfinance Kampuchea (AMK) – организацию микрокредитования, специализирующуюся на микрозаймах для камбоджийской сельской бедноты. Работая в 6.253 деревнях по всей стране, AMK имеет кредитный портфель размером в 24.795.880 долларов, 217.477 активных заемщиков, 85 % из которых – женщины.

Девяносто один процент ссуд, которые выдает фирма, не превышают 300 долларов. "Когда AMK начинала, мы отправились в различные провинции Камбоджи. Смотрели, кто и насколько бедно там живет. И в чем они нуждаются", - говорит управляющий AMK Поль Лачтенберг (Paul Luchtenburg). – "Полученные сведения мы использовали, чтобы работать там, где мы нужнее всего.

Большинство наших клиентов стали жертвами обстоятельств, и возможность получить заем была для них жизненно важной". Эти слова относились к Какда Сан, которая с тех пор взяла еще три кредита от AMK. В 2008 году, действуя в качестве президента их деревенского "банка", она заняла 4.975 долларов, которые были поделены между 35 односельчанами.

Ссуда была возвращена полностью и в срок. Последний платеж был в августе 2009 в размере 414,60 долларов. В мае прошлого года она и пятнадцать ее соседей взяли еще кредит на 2.200 долларов, 75 процентов которого уже выплачено.

Первые восемь выплат группы по  183,35 долларов были сделаны по графику. "Благодаря займу я смогла работать дома", - говорит Какда Сан. – "И теперь я могу отдыхать тогда, когда мне это необходимо. Мы даже смогли купить мотоцикл. Дела идут хорошо".

Ее последний кредит финансировало в общей сложности 64 человека – включая Скотта, американского морского пехотинца из Дамфриса, штат Виргиния. Он прослужил в армии 24 года и считает, что "помогая другим, ты помогаешь себе". Скотт изучил анкету Какды Сан на Kiva.org - некоммерческом P2P-сайте в Сан-Франциско. Данный сервис использует принципы социальной сети, чтобы сводить персональных или групповых кредиторов с предпринимателями через микрофинансовые учреждения по всему миру. 

Когда Какда Сан попросила кредит, AMK одобрила его, предоставив деньги еще до создания на сайте Kiva.org учетной записи для нее. На нем потенциальные кредиторы просматривают анкеты, чтобы предоставить заем – через PayPal, кредитную карту или аккаунт Kiva. (Обычно ссуда в 1.000 долларов финансируется 20-30 кредиторами со всего мира.)

Заемщики и кредиторы сайта, такие как Какда Сан и Скотт, никогда не встретятся. Все же компания имеет поразительно высокий уровень успеха: 98,46 % от общего количества выданных через Kiva кредитов своевременно выплачиваются. Компания была основана в 2005 году Мэттом и Джессикой Фланнери (Matt and Jessica Flannery) после того, как они посетили лекцию гуру микрокредитования Мухаммеда Юнуса (Muhammad Yunus) в Станфордском университете Калифорнии.

Юнус утверждал, получив шанс, бедняки – особенно женщины – обязательно вернут ссуду, чтобы сохранить доступ к кредитованию. Kiva, что значит на суахили "единство" или "соглашение", выдала первые свои семь займов в сумме 3.500 долларов в конце 2005 года. С того момента 330.560 предпринимателей получили 129.881.885 долларов – в виде 181.431 кредитов, через 111 местных партнеров в 52 странах. "Эта личная история побудила меня дать взаймы", - говорит 36-летний Расс Шоен (Russ Schoen), корпоративный тренер из Чикаго, который выдал через сайт Kiva 35 займов предпринимателям в 12 странах. "Все мои деньги вскоре вернулись. И когда я зашел на сайт Kiva и увидел на своем счету 200 долларов, моей первой мыслью было: кому дать еще ссуду?"

Когда Пиерр Омидиар (Pierre Omidyar) основал eBay в 1995, компания была вдохновлена его верой в "потенциал индивидуумов и энергию рынка". Исходя из мнения, что люди являются в основном честными и стремятся делать правильные вещи, он создал социальную сеть вокруг процесса покупки, продажи и общих интересов потребителей. Благодаря использованию стимулов - вроде взаимной обратной связи и прозрачности - eBay стал рынком, основанным на информированных незнакомцах, доверяющих друг другу. Этот идеал стал основой для бизнеса Kiva. Он поддерживает предприятия в сегменте, находящимся между персональными ссудами и венчурным капиталом,  каждый из которых основывается на информированном сотрудничестве.

Точно также как eBay встряхнул до основания всю оффлайновую  розничную торговлю, модель P2P-кредитования как у Kiva может поколебать монополию больших банков. И хотя общественное мнение по поводу банков было сильно испорчено, практика показывает, что новая основанная на доверии экономика доказывает свою большую эффективность по сравнению с традиционным кредитованием.

Данные Bank of England показывают, что британские компании, обслуживающие кредитные карты, списали в третьем квартале 2009 года 1.568 миллионов фунтов стерлингов, по сравнению с 747 миллионами фунтов в таком же квартале 2008 года. В 2004 эквивалентные убытки составили 488 миллионов фунтов стерлингов. В Соединенных Штатах уровень просроченных ссуд по кредитным картам в Bank of America, самой большой холдинговой компании Америки в банковском секторе, составил в январе 2010 года 7,35 %. В настоящее время аналогичный показатель у Kiva равен всего 1,5 %. Как сказал Фланнери: "Мы предоставили около 100 миллионов долларов, и только 1 процент от этой суммы был украден".

Успех Kiva лежит в строгих процедурах проверки. В отличие от банков и других кредиторов, организация не исследует ее заемщиков непосредственно. Предприниматели в организовывающемся мире – это цифровые призраки, у которых не существует электронных данных. Вместо этого Kiva строго проверяет, оценивает и контролирует своих местных партнеров - 111 учреждений микрокредитования, рассеянных в 52 странах, которых компания использует для выдачи своих ссуд. Процесс выбора предполагаемых местных партнеров начинается с начального рассмотрения, сопровождаемого посещением сайта.

Только 42 процента учреждений микрокредитования от общего количества рассматриваемых заявок доходят до стадии "активного рассмотрения". "На планете приблизительно 10.000 микрокредитных учреждений, взаимодействующих со 100 миллионами людей", - говорит Примал Шах (Premal Shah), президент Kiva. – "По нашим оценкам, общий спрос на услуги микрофинансирования приблизительно равен 500 миллионов человек. 250 самых крупных компаний по микрофинансированию привлекают коммерческий капитал из Citibank, Deutsche Bank и так далее. Это означает, что существует очень большая очередь из финансовых учреждений, находящихся ниже уровня коммерческого инвестирования. Их называют микрокредитными учреждениями второго и третьего уровня. И Kiva относится к ним".

При выборе местных партнеров Kiva смотрит на два фактора: риск и "социальная деятельность". По словам Шаха, только рисков исследуется порядка 71 позиции. "Внутренне я понимаю, что мы зашли слишком далеко", – смеется он. – "Эта 71 переменная включает менеджмент и управление, финансовый аудит учреждений, кто еще участвовал в их основании, устойчивость, их внутренний контроль, операционная система и система управления информацией. Основываясь на этом, мы присваиваем нашим партнерам рейтинг риска от одной до пяти звезд. После чего этот рейтинг определяет ваш кредитный лимит. Во многом это похоже на eBay – в том смысле, что как только вы улучшили показатели вашей работы, демонстрируете фантастический уровень возврата ссуд через платформу Kiva, тогда вы можете поднять свой рейтинг".

К тому же Kiva посылает специально обученных "товарищей", чтобы на месте оценить состоятельность микрокредитного учреждения. "Прямо сейчас у нас есть люди в 40 странах. Они случайным образом отбирают десять анкет заемщиков", - продолжает Шах. – "Они просят кредитного чиновника в учреждении пригласить им этих десятерых заемщиков. Они проверяют, что заемщик существует, уточняют количество выданных долларов, сроки ссуды и точную цель кредита. Если заемщик взял кредит на приобретение швейной машинки, мы должны увидеть ее. Если какой-нибудь из этих пунктов не в порядке, товарищ уведомляет об этом кредиторов". В вопросах социальной работы модель Kiva использует инструмент аудита Cerise, который оценивает социальное значение микрокредитного учреждения по принципу четырех "параметров".

Параметр первый проверяет уровень благосостояния: как много клиентов находятся ниже черты бедности. Параметр второй уточняет: адаптированы ли услуги для нужд целевой аудитории. Параметр третий: экономические и социально-политические выгоды для клиентов и их семей. Параметр четвертый: ответственность самого учреждения по отношению к сотрудникам, клиентам, обществу и среде. При оценке претендентов на ссуду микрокредитное учреждение использует процесс, известный как "личное кредитование". "Кредитные комитеты наших местных партнеров делают что-то вроде того, чем занимались банки сотни лет назад", - поясняет Шах.

"Когда они впервые приходят к клиенту, они буквально опрашивают его соседей, заслуживает ли человек доверия. Алгоритм для микрокредитных учреждений, которые я лично посещал в Восточной и Западной Африке, частично в Карибском регионе и в Южной Америке, основывается на изучении личности. Они производят проверки, потому что здесь нет имущественного залога или кредитной истории. Однако этот способ позволяет получить весьма хорошее представление о людях".

Аналогично дела обстоят и с выдачей кредитов группам – таким как Miss Kakda Sun Village Bank Group. В этом случае микрокредитное учреждение должно изучить главу группы, который является одним из самых доверенных и уважаемых членов их сообщества. "Мы смотрим, знают ли члены группы друг друга, доверяют ли, могут ли поручиться за каждого из них", - говорит глава AMK Лачтенберг. – "Но принцип с выдачей всех ссуд остается прежним – начинаем с малого, начинаем с простого. Наши займы небольшие, поэтому даже при развитии худшего сценария, когда кто-то занимается спекуляциями на стороне, они все еще могут найти способ их выплатить". И Фланнери видит в такой модели только начало: "Вы можете совершать платежи через мобильный телефон, у вас могут быть заемщики, которые становятся кредиторами, вы можете создать кредитное бюро для бедных", - говорит он.

С момента финансового кризиса венчурный капитал для стартапов и технологических компаний во втором этапе финансирования (фаза роста) снижался, вынуждая предпринимателей искать альтернативные источники финансирования.

В условиях трастовой экономики это может оказаться решением проблем для компании Trampoline Systems из восточного Лондона, которая позиционирует себя как "социально-аналитический бизнес". Trampoline прошла обычный финансовый путь для технической компании, получив стартовый капитал от родственников и друзей.

В 2007 году предприятие получило 6 миллионов долларов инвестиций от американского хедж-фонда, который заплатил за продвинутый сетевой и семантический анализ. Предполагалось, что если Trampoline добьется своей цели – то есть клиенты захотят то, что она разрабатывала – в следующем этапе финансирования инвестиции продолжат поступать. "Затем вмешалась судьба", - говорит исполнительный директор Чарльз Армстронг (Charles Armstrong). – "Сбой в глобальной финансовой системе причинил такие убытки хедж-фонду, который с нами работал, что тот забрал практически все вложенные в проект средства. Это было начало 2009 года и возможно один из самых худших периодов по привлечению нового инвестиционного учреждения. Мы столкнулись с ограниченным выбором вариантов. Потому стали искать альтернативные источники финансирования, которые при нормальных обстоятельствах не стали бы рассматривать".

Одной из альтернатив было коллективное финансирование – P2P-метод кредитования предприятия, подразумевающий привлечение небольших сумм денег от широкой группы проинформированных посторонних лиц. До этого такой метод использовался только в специфической индустрии вроде производства фильмов и музыки.

По словам Армстронга, кредитование второго этапа развития с помощью коллективного финансирования еще никогда не проводилось с технической фирмой такого размера. Он потратил месяц на работу с юристами, чтобы убедиться в выполнении инструкций Financial Services Authority (FSA). "Мы решили посмотреть, действительно ли это можно использовать для себя и - в качестве шаблона - для других. Мы хотели получить 1 миллион фунтов стерлингов от более чем 100 инвесторов. С минимальной ставкой 10.000 фунтов стерлингов". 

Наличие у Trampoline таких инвесторов могло бы противоречить законодательству FSA. Вместо этого компания смогла раскрыть детали только тем лицам, которые проявили интерес и заверили, что располагают достаточными финансами. "Прежние модели коллективного финансирования обычно основывались на членстве в клубе, которому вы платите. Вы не перестаете быть его инвестором, но еще и получаете права на акции или долю прибыли", - говорит Армстронг.

"Мы хотели предложить справедливость. По-моему, для венчурных инвестиций модель коллективного финансирования может быть успешна только в случае, если в результате залог находится в руках самих инвесторов". Армстронг разделил процесс на три транша, первый транш окончился в октябре 2009 с суммой 250.000 фунтов стерлингов и стоимостью акций в 1.30 фунт. Благодаря этому капитализация компании составила 5 миллионов фунтов стерлингов. При такой цене, по минимальной ставке в 10.000 фунтов приобретается 0,2 % компании. Инвесторы Trampoline получили полное право на информацию и право голоса в бизнесе. "Мы видели, что по нашей социальной сети прошла волна", - сказал он. – "Вносились дополнительные средства, что расширяло кредитную цепочку. Некоторые вовлеченные люди уже были опытными инвесторами, пришедшими по рекомендации через своих знакомых". Коллективное финансирование существующего бизнеса вряд ли заменит утвердившуюся модель "hub-and-spoke", но станет ее значительным дополнением. Армстронг предсказывает: "Общепринятая модель финансирования имеет явные недостатки. В немалой степени из-за того, что у них есть негативные предубеждения по поводу отдельных типов транзакций. Для венчурного капиталиста стоимость тщательного изучения и  финансирования на сумму в 100.000 фунтов стерлингов практически такая же как для инвестиций в 10 миллионов. Поэтому у них существует стремление вкладывать более крупные суммы за одну транзакцию. Люди обсуждают эту проблему в финансировании уже на протяжении 20 лет, но последние 18 месяцев значительно ее обострили. Похоже, для транзакций от 100.000 фунтов до 1 миллиона будет подходить модель коллективного финансирования и другие новые модели".

SL75 – ник 34-летнего пользователя, работающего разработчиком программного обеспечения в Телфорде. Два года назад, устав от крупных банков с их подлыми штрафами и низкими процентными ставками, он натолкнулся на Zopa.com, британскую биржу заемщиков и кредиторов. "Я всегда чувствовал неудовлетворенность работой финансовой системы", - говорит он.

"Здесь к банковскому обслуживанию был совершенно новый подход, в котором конечные пользователи получают выгоду от взаимодействия друг с другом. Это оказалось лучшим способом использовать свободные средства, чем вложение в банк, который больше заработает на моих деньгах, чем я".

SL75 для пробы дал взаймы через сайт 500 фунтов стерлингов небольшими суммами, чтобы увеличить количество заемщиков. Но прочитав сообщения в чате форума Zopa о том, что все большие и большие суммы  давались взаймы, он начал давать в долг в стратегических объемах.
С тех пор как SL75 зарегистрировался на сайте Zopa, он дал взаймы в общей сложности 32.540 фунтов стерлингов, из которых он вернул 10.426,30, списал в безнадежные долги 1.889,31 и заработал 3.364,54 фунтов. На оставшуюся сумму до сих пор копятся проценты.

Для справки: сайт Zopa (акроним от английского экономического выражения "zone of possible agreement" - зона возможных соглашений) был запущен в 2005 году. Возможно, лучшее его описание – это eBay персональных кредитов. Zopa является исключительно британским сервисом, управляющим одним из самых существенных рынков Р2Р-кредитов. Но вместе с еще 25 похожими компаниями, работающими по всему миру – от Smava в Германии до DhanaX в Индии – стало предельно ясно, что эта интернет-индустрия все еще может захватить значительную часть британского рынка, необеспеченного персональными займами.

Изучение статистических данных сервиса показывает, что на момент написания статьи сайт выдал 14.489 кредитов на сумму 72.128.800 фунтов стерлингов; 104 заемщика не выполнили своих обязательств на сумму 471.591 фунт стерлингов, что понизило показатель возврата кредитов до уровня в 99,35 процентов.

Летом 2008, когда финансовый кризис набрал обороты, а рост спроса на ссуды позволил кредиторам предлагать на сайте займы по максимальной ставке 16 процентов, тогда SL75 подвел итоги. Его программа финансового учета показала, что за первые два месяца он получил прибыль от заемщиков в размере от 13,58  до 16,10 процентов. По данным фирмы, бизнес сервиса Zopa показывает интересные результаты: 33 миллиона фунтов стерлингов из тех 72 миллионов кредитов было выдано в прошлом году. Это означает, что в 2009 году размер кредитования стал равен общему числу ссуд, выданных сервисом за предыдущие три с половиной года вместе взятых. В компании заявляют, что в текущем 2010 году они собираются достигнуть планки в 50 миллионов фунтов стерлингов.

Если опыт компании Trampoline доказывает, что венчурные фирмы могут оказаться ненужными при трастовой экономике, то успех сервиса Zopa поднимает вопрос: зачем тогда беспокоиться по поводу персональных кредитов от банков? Стартовавший как часть группы интернет-банка Egg, проект Zopa был поддержан венчурными компаниями Bessemer Venture Partners (спонсировал Skype) и Balderton Capital (ее портфолио включает проект Love Film). Теперь он располагается недалеко от Oxford Street в Лондоне.

В отличие от сервиса Kiva, который для достижения финансовой устойчивости тщательно проверяет своих местных партнеров, присваивая им рейтинги, Zopa внимательно изучает все риски связанные с каждым заемщиком. Когда предполагаемый клиент просит ссуду на сайте Zopa (у которого есть верхний предел около 15.000 фунтов стерлингов), компания проводит кредитное исследование. Сервис берет данные у британского кредитно-справочного агентства Equifax, а детали из онлайн-анкеты на сайте. После чего сервис присваивает претендентам внутренний кредитный рейтинг - от нуля до пяти звезд. "Мы уже шесть раз с начала работы дорабатывали нашу модель системы рисков – и это наша собственная часть интеллектуальной собственности", - говорит управляющий Zopa Джайлс Андрюс (Giles Andrews).

"Она использует несколько источников получения информации – кое-что предоставляется нашими клиентами вроде "I earn X", другие предоставляются кредитным бюро". Красный флаг прикрепляется к тем, кто в данный момент является безработным, долго отсутствовал за пределами Британии или имеет судимости.

Из тех претендентов, кто доходит до седующего этапа, сервис Zopa исключает "больше половины". Андрюс добавляет: "Большинству людей, которым мы отказываем, все равно бы никто не дал денег в кредит ". Преодолевшим проверку претендентам присваивается одна из пяти категорий или площадок - A*, A, B, C и Y (Y присваивается пользователям 20-25 лет, о ком мало электронных данных). На более рискованной площадке обычно и более высокие годовые процентные ставки.

На момент написания статьи, чтобы занять 5.000 фунтов стерлингов на 36 месяцев, заемщик с рейтингом A* должен будет выплачивать 157,55 фунтов стерлингов в месяц (всего выходит 5.671,55 фунтов). Годовая процентная ставка составит при этом 8,7 %. А заемщик с рейтингом С будет вынужден платить 165 фунтов в месяц (общая сумма составит 5.939,96 фунтов стерлингов), что составит 12,2 % годовых.

"Причина, по которой мы разделили эти кредитные площадки, заключалась в желании создать классификацию заемщиков, которым мы сможем назначать разумные меры риска", - объясняет Андрюс. – "Мы говорим нашим кредиторам, если вы собираетесь давать ссуды на площадке A*, можете назначать одну цену по сравнению с базовой. А если вы хотите работать на площадке С, необходимо ставить процент выше. Как заемщик вы указываете, к какой площадке вы относитесь, и предлагаете свою процентную ставку. Эта ставка основывается на самом дешевом предложении от группы кредиторов для этой площадки в текущий момент времени".

Деньги помещаются в "хранилище", пока заемщик будет еще более тщательно изучен. "Проблема с кредитной информацией заключается в том, что она постоянно устаревает", - говорит Андрюс. – "К примеру, есть много информации, которая говорит, что вы брали заем 23 раза и возвращали его впритык между ссудами. И это не совсем хорошо, поскольку подразумевает, что кто-то не может позволить себе кредит. Мы ищем данные по кредитным картам. Есть ли аналогичное движение денег по задолженности на кредитной карте? Если есть, это означает, что клиент живет в долг, и люди не захотят его кредитовать".

Команда Zopa перестраховывается, когда проверяет данные, указанные в заявке. С другой стороны у сервиса порядка 20.000 кредиторов. В среднем они вкладывают порядка 1.902 фунта стерлингов. Они имеют собственный рейтинг. Также они указывают, хотят ли они предоставлять кредиты на три или пять лет, и для какой площадки.

Обычно они кредитуют частями от 10 до 20 фунтов. "Таким образом, если кредитор присоединяется к финансированию, он посылает нам, например, 1.000 фунтов и хочет вложить по всем площадкам со ставкой от 7 процентов", - говорит Андрюс. – "Затем мы предлагаем эти деньги частями по 20 фунтов. Чтобы предсказанные нами плохие заемщики могли получить их и заложить какую-то основу для своего кредитного портфолио". Zopa получает свой процент с с заемщиков в виде единоразовой комиссии 124,50 фунтов, если заявка на ссуду была одобрена. Помимо этого кредиторы платят около 1 процента ежегодно за сервисное обслуживание. И не смотря на то, что такой подход доказал свою успешность на различных платформах, остаются сомнения, действительно ли Р2Р-финансирование может существовать в качестве предсказуемого бизнеса.

Сервис Kiva можно считать уникальной моделью: некоммерческая организация, использующая микрокредитные учреждения для финансирования беднейших людей в мире. Эта модель не может быть скопирована для коммерческого применения в развитых странах. А история сервиса Zopa ставит ключевой вопрос: может ли это стать чем-то большим, чем просто узкоспециализированным бизнесом? И хотя сумма в 72.128.800 фунтов стерлингов выданных с 2005 года ссуд звучит серьезно, это всего лишь зарегистрированная вспышка на необеспеченном персональными кредитами рынке Британии. А общая сумма средств, выданных в Британии по кредитным картам в декабре 2009, составила 63,9 миллиардов. "Это не маленькая индустрия", - настаивает Андрюс, хотя признает, что его бизнесу еще надо расти до таких прибылей. – "Нет никаких препятствий, которые помешали бы нам стать многомиллиардным бизнесом".

Но один из экспертов по социальным сетям сомневается. "Секрет Zopa заключается в том, что они используют рыночную систему, совмещенную с интенсивным анализом заявок заемщиков", - говорит профессор Миколаж Жан  Пискорски (Mikolaj Jan Piskorski) их гарвардской школы бизнеса.

"Этот сервис не предоставляет своим кредиторам свободу выбора при определении кредитоспособности заемщика. Zopa сам решает, на какое место поставить заемщиков. Но он расплачивается за такое осторожное изучение людей низкими темпами роста. По существу, эта компания привлекательна для заемщиков с низким уровнем риска. Но похоже, у нее высокий риск для банков. А если говорить по правде, таких кредитоспособных людей не так уж и много. Поэтому, даже не смотря на их низкие базовые ставки, предприятию потребуется много времени для роста, если это когда-либо произойдет. Это хорошо заметно по тому, как основные банки не переживают по поводу Р2Р-кредитования".

И если Р2Р-финансирование все еще вынуждено доказывать свою жизнеспособность и прибыльность, стоит вспомнить, что не так давно приблизительно то же самое говорилось и о интернет-компаниях, которые уже изменили наш мир.

Перевод подготовлен для Moneynews.ru



Категория: Платежные сервисы | Добавил: daniil-burov (21.06.2010) | Автор: James Silver
Просмотров: 3944 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Форма входа

Поиск по сайту

Пользовательского поиска

Реклама



Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0