Денежный оборот в Интернете уже составляет значительные суммы, измеряемые в миллиардах долларов. Использование электронных платежных систем типа WebMoney или PayPal для многих пользователей стало обыденным делом - в определенных ситуациях просто незаменимым. Развитие систем онлайн-платежей не обошло стороной и Рунет. Люди стали активнее покупать и продавать через Сеть. По исследованиям французского банка Celetem, входящего во французскую финансовую группу BNP Paribas, были сделаны выводы о состоянии интернет-торговли в 13 странах мира. По мнению авторов отчета, к 2010 году оборот российских онлайн-магазинов составит 5,386 миллиардов евро.
Объективность подобных выводов еще можно обсуждать, однако такие прогнозы будут на руку уже существующим платежным системам, работающим на отечественном интернет-рынке. Среди них есть проекты и тройки лидеров Рунета - "Яндекс.Деньги" и "Деньги@Mail.ru". Но без "Рамблера" список будет казаться неполным. А ведь если один наш интернет-гигант открывает какой-либо сервис, такой же аналог вскоре появляется и у его конкурентов. Если уж кому-то не удается быть безоговорочно лучшим, то он, по крайней мере, старается не выглядеть хуже. Однако и в данном случае "Рамблер" пошел своим путем.
Раблер-до: путь скитальца
Проявляя интригующее своеобразие в развитии, которое конкуренты не преминули окрестить хроническим отсутствием четкой бизнес-модели, компания "Рамблер" зачастую лидирует в скорости копирования популярных зарубежных сервисов. Что из них получается в последствии - это уже другой вопрос. Иногда возникает впечатление, что "Рамблер" скитается в поисках чего-то грандиозного, но быстро теряет интерес к своим проектам - благо их достаточно много. Например, Rambler Vision появился в Рунете раньше остальных видеохостингов. Но пока руководство не знало, что с ним делать (забросив и дизайн, и функционал своего видеосервиса), успел появиться и набрать популярность RuTube. Причем печать "Рамблер TV" на Rambler Vision чувствуется до сих пор - "первый в Рунете телеканал для умных" и все такое (см. историю Рамблера за 2003 год ). Этот видеохостинг до сих пор доступен, наполнен только "правильным" контентом, и живет с полным ощущением собственной эстетической исключительности. Хотя в основной массе является довольно скучным.
Приблизительно такая же история и с платежной системой. Компания выпустила свою платежную систему, но она получилась уж очень "своя" - только для оплаты коммерческих сервисов "Рамблера". Шаг вполне понятный, поскольку холдинг активно развивает сотрудничество с поставщиками контента, который те предоставляют, разумеется, не бесплатно, а также запускают другие, условно-бесплатные проекты. С другой стороны, а зачем полноценная система, если для собственных нужд и так хватит? Для создания платежной системы "Яндекс.Деньги" отечественному поисковику пришлось объединить усилия с зарубежным партнером Paycash, обладающим целым рядом патентов и престижных наград в этой области. Либо "Рамблеру" такого партнера не подвернулось, либо возобладало финансовое благоразумие, но развивать с нуля свою технологию, похоже, не решились. А для нужд холдинга вполне достаточно одной арифметической операции - прибавления средств на ее счета.
Основное отличие "Рамблер Плюс" от других платежных систем указано в одном из разделов "Помощи": он рассчитан только на прием платежей. Что-то вроде собственного кассового аппарата для мелких расчетов. С ее помощью нельзя:
переводить деньги между лицевыми счетами пользователей внутри системы;
переводить деньги на счета в платежных системах, например, таких как WebMoney, "Яндекс.Деньги" и тому подобных;
нельзя обналичивать денежные средства, находящиеся на лицевом счету.
Понятно, что каждый проект должен иметь свою "изюминку", но делать урезанный функционал... К тому же, если вдруг пользователь захочет вернуть свои деньги со своего рамблеровского счета, ему придется пройти через процедуру возврата денежных средств. Она настолько запутанна и проблематична (в некоторых случаях требуется лично явиться в офис со всеми своими документами), что должна, наверное, отбивать любое желание забрать обратно свои деньги. А бланк заявления на возврат денежных средств составлен в лучших традициях развитой бюрократической системы.
Технические тонкости
Для того чтобы быть полноценным фанатом "Рамблера" (играть в его игры, покупать музыку, аудио-книги, видеоролики, мультфильмы и фильмы в "оригинальном качестве"), необходимо иметь имя на "Рамблере" (Rambler ID) и платежный пароль. Rambler ID сделан на манер гуглевского, то есть для использования одних служб необходимо иметь почтовый ящик, с помощью которого вас со временем попытаются подсадить на еще какие-либо сервисы - явление нынче общепринятое. Платежный пароль - это дополнительный пароль, который может быть использован только в "Рамблер Плюс". Например, для подтверждения оплаты услуг на отдельных проектах, а также для просмотра, изменения или сохранения данных анкеты своего лицевого счета. Этот платежный пароль будет сгенерирован автоматически и придет в регистрационном письме. Он чрезвычайно чувствителен к регистру, потому даже в инструкциях настоятельно рекомендуется сразу изменить его на более запоминаемый в разделе "Платежный пароль". Его можно вводить, целиком копируя его из письма с регистрационной информацией. При шестикратном неправильном вводе платежного пароля лицевой счет в "Рамблер Плюс" будет автоматически заблокирован. В случае его утраты, незадачливого пользователя ждет бумажная волокита с написанием заявления от руки, предоставлением копий документов и вероятным посещением офиса. А что бы было, если бы "Рамблер" решился на свою полноценную платежную систему, где из-за массовости операций такие инциденты происходят регулярно? Наверное, обзавелись километровой очередью рассерженных посетителей.
А что под крышечкой?
Так что же позволяет оплачивать данная система? Коммерческие продукты - это понятно, но как-то расплывчато. На главной странице "Рамблер Плюс" приведен список доступных для оплаты проектов: Seafight , Destiny Sphere Classic, Destiny Sphere Unlimited, "Рамблер-Арена", "Стальные Гиганты", "Формула-О2", Maffia New, "Рамблер-Знакомства" и "Магазин-Mp3".
Раздел первый - игры. Игры на "Рамблере" - это что-то с чем-то. Не хотелось бы оскорблять труд программистов и дизайнеров, поскольку заметно, что они-то сделали все возможное. Это скорее упрек в сторону наших отечественных многопользовательских онлайн-игр. Почему наши игры настолько безобразны? Загляните хотя бы на страницу с флешовой игрой Seafight. Это же мрак эпохи первых восьмибитных приставок "Денди". А ответ довольно прост. При наличии полноценных бесплатных (пиратских) серверов MMORPG с "эмуляторами" игр типа WOW пользователи просто не будут играть на платных серверах. В Рунете при желании создать действительно массовую игру, ее приходится делать условно-бесплатной, где играть могут все, но тем, кто платит, достаются существенные преимущества. Все игры "Рамблера" можно отнести именно к такому типу. Однако, похоже, руководство решило вложить поменьше, а собрать, наоборот, побольше. Но в успех, наверное, никто в администрации не верил, потому денег разработчикам выделили мало. Отчего продукт получился низкого качества, но с регулярными напоминаниями, что за отдельную плату можно получить жемчужины, золото, артефакты, джеты и прочие виртуальные ценности. Стыдно. Стыдно, что такой гигант не может себе позволить сделать одну, но нормальную игру, которая бы сумела побить рекорд популярности WOW или LA 2. Раздел второй - платные услуги. Здесь дела обстоят несколько лучше. Движение "Рамблера" по пути легальной продажи музыкальных композиций и прочего несомненно вызывает уважение. Сервис "Рамблер Плюс" позволяет, в том числе, и приобретать MP3-файлы на "Рамблер Аудио". Можно найти любые жанры, даже церковные песнопения - в основном, конечно, негритянские. Благодаря кнопке прослушивания можно убедится, что от прочей заокеанской попсы они мало отличаются. Зато о духовном.
В этот же второй раздел можно отнести и платные услуги службы "Рамблер-Знакомства". Здесь проплаты с помощью "Рамблер Плюс" нацелены на то, чтобы запылившуюся в архиве анкету пользователя выставили на всеобщее обозрение на главной странице. Либо можно оплатить участие в игре "Погоня за лидером". Но все это из области sms-лохотронов. Видимо, из-за того, что при оплате через sms мобильный оператор забирает немалую долю прибыли, "Рамблеру" и пришлось обзавестись своим виртуальным кассовым аппаратом.
Плюсик или крестик?
Это сложный вопрос, ответить на который можно только, если знать истинные мотивы руководства холдинга. С одной стороны, развивая платные сервисы, компании удобно принимать платежи в одном месте. И это, несомненно, плюс для удобства обслуживания клиентов. Однако удобство это рассчитано не столько на клиентов, сколько на сам "Рамблер". О чем и свидетельствует чрезвычайно сложная система возврата денег или восстановления утраченного пароля - с требованием заявления, написанного от руки, и предъявления кучи документов, удостоверяющих личность. С другой же стороны, "Рамблер" по-прежнему претендует на звание лидера Рунета. У "Яндекса" есть "Яндекс.Деньги". У Mail.ru есть сервис "Деньги@ Mail.ru", с помощью партнеров которого они даже кредиты умудряются выдавать. А у "Рамблера" ничего такого нет - он и так самый-самый. А что показывают цифры статистики - это совершенно неважно, поскольку эта компания берет в расчет только показания своего Топ-100. А уж там-то у "Рамблера" всегда замечательные цифры. Вот только смешно, когда в разделе "Пополнение счета" идет описание использования системы "Яндекс.Деньги", что можно приравнять к рекламе собственного конкурента и признанию его преимуществ.