В сегменте интернет-сервисов, связанных с видеохостингом, при детальном рассмотрении вырисовывается интересная картина: при всем якобы многообразии в Рунете основных игроков не так уж и много. Во-первых, и всем нравится на это указывать, называя его своим "основным конкурентом", - это YouTube.com. Льстит, наверное. Шутка ли дело - Google столько денег на него при покупке потратил. На такого никому не стыдно кивать головой и шутя жаловаться: "Эх, конкурент". Однако интерес к данному сервису при наличии русифицированных двойников с созвучными названиями сразу как-то блекнет. А некоторый особо актуальный видеоконтент с него с успехом переводится на русский и переносится на наши видеохостинги (как было с передачами про Южную Осетию).
А тем не менее, при перелистывании отечественных видеохостингов у нас получается не особо-то и богатый выбор. У нас есть Видео@Mail.ru, откуда многие пиратские "онлайн-кинотеатры" транслируют свое "не-пиратское" видео (в фаерволе или в строке состояния браузера обычно появляется надпись - соединение с video.mail.ru). Есть Smotri.com - "национальный видеохостинг №1", где весьма гордятся своим онлайном, но умалчивают, как именно они этого добиваются (зарегистрируйтесь и зайдите на страницу трансляций). Rambler Vision - тот же Видео@Mail.ru, только в профиль. А есть еще и RuTube.ru, уверенно держащий свои позиции, которого сами создатели считают просто водопроводом видеоконтента.
Немного истории
Время - деньги. Этот известный принцип актуален в интернет-сфере в полной мере. Кто сейчас знает, что идея RuTube возникла на пару лет раньше, чем появился YouTube? А ведь оказывается, что дело обстояло именно так. Двум бизнесменам из Орла - основателям сервиса Михаилу Паулкину и Олегу Волобуеву - не хватило всего чуть-чуть времени для реализации проекта, чтобы выпустить его раньше заграничного аналога. Пока они обдумывали, как лучше доставить пользователю видеоконтент, зарубежом воспользовались flash-технологией. Просто и удобно. Зато теперь - хочешь не хочешь, а приходится довольствоваться ярлыком последователя, если не подражателя (название располагает к таким умозаключениям).
На сегодняшний момент RuTube - это ежедневное видео для 400 тыс. пользователей Интернета, более 40 млн. видео-показов в месяц. За месяц посетителями сайта становятся более 5,5 млн. уникальных посетителей (TNS Gallup Media). А ежемесячный оборот RuTube к концу 2007 года составил 400-450 тыс. долл., заявил РБК daily продюсер проекта Аскар Туганбаев. Правда, стоит отметить, что это данные из открытых источников. Некоторые из них озвучены лицами, заинтересованными в положительных цифрах. Поэтому было бы неплохо заглянуть и на страничку с более скептичным мнением. Выслушав различные точки зрения, можно составить более-менее объективное впечатление по принципу "правда где-то между".
Крупным планом: работа с массами
Общий формат для сервисов такой направленности задан теперь уже гуглевским YouTube. В этом признаются практически все участники интернетовского видеохостинга. Не стал исключением и RuTube.ru. Однако даже с первого взгляда понятно - сайт сделан для нашего пользователя. А на ru.youtube.com хоть и определяется автоматически регион, но более русифицированным он от этого не становится. Не помогает даже выбор языка "Russia".
Как и положено, на главной странице RuTube.ru "Видео" по центру располагаются самые популярные ролики с возможностью их сортировки по времени и по рейтингам. Сразу над закладкой, для большей оперативности, находится ссылка "Загрузить видео". Слева в разноцветных боксах размещены выбор по категориям с указанием количества новых роликов и общего числа видео, а также облако тэгов. Оба списка можно развернуть. При этом категории увеличатся раза в два, а для тэгов задействуется отдельная страница. В хедере к 1 сентября - импровизация на школьную тематику. Сбоку страницы объемистый баннер с религиозной рекламой на тему "MDVision". Секта, что ли?
Страница "Люди" концентрированно
отображает социальную направленность сервиса, который изначально
задумывался как средства общения и обмена видеофайлами между
пользователями. Одним из основных мотивов, побуждающих к активной
деятельности в социальных проектах, является стремление к популярности.
Рейтинг пользователей, размещенный на этой веб-странице, позволяет
удерживать внимание тех, кто уже влился в сообщество RuTube.ru. Формула
популярности складывается из авторитета, активности и качества.
Авторитет зарабатывается числом комментариев к ролику пользователя и
частотой добавления его в друзья. Активность - количество добавленного
видео и оставленных комментариев к чужим работам. Качество - создатели
сервиса поощряют хорошо сделанные ролики. Отсюда и динамический список
лидеров, который регулярно изменяется - "почивать на лаврах", ничего не
делая, никому не удастся. Приятный плюсик в пользу сервиса RuTube.ru -
не было найдено платных механизмов по искусственному повышению
популярности своих видеоматериалов, наподобие "лохотронов" от Видео@Mail.ru и Smotri.com.
Говорит и показывает… "Рутьюб"
Страница "ТВ и радио". Плохо это или хорошо - доподлинно не установлено ни одними специалистами в области массового вещания, но подобные видеохостинги плавно перерастают в интернет-телевидение. И если Smotri.com старается брать числом и низкосортным содержанием своих трансляций, то RuTube.ru пользуется принципом дедушки Ленина: "Лучше меньше - да лучше". Конечно, телеканалов, которые постоянно в эфире, не так уж и много. Однако их содержание не вызывает приступов морской болезни. Есть тут и "ЗвездаТВ", и "Вести", и даже "Шансон ТВ" для рьяных поклонников жестко-задушевной музыки. Рядом с каждым каналом размещена информация по статистике просмотра: длительность, количество зрителей и численность аудитории. Нельзя не отметить такой забавный факт, как наличие онлайн-трансляций, посвященных жизни морских свинок и муравьев. Как это не удивительно, но благодаря таким банальным вещам можно немного расширить свой кругозор в неожиданной для себя области. Особенно, если после этого посетить сайты, откуда ведется трансляция, и ознакомиться с информацией, опубликованной на них. А вы знаете, как создать дом-муравейник в форме башни?
Помимо постоянно вещающих каналов, имеются и трансляции под общим заголовком "вне эфира". Эта категория отдана на растерзание полу- и недо-профессиональным авторам. При сортировке по максимальному числу зрителей делается однозначный вывод: "Зенит" - Чемпион. Если же сортировать в обратную сторону, то делается другой однозначный вывод: Дума-ТВ с выступлениями депутатов - нервно курит в коридоре. Занимательно, но в список каналов призеров-неудачников по посещаемости среди прочих попала и трансляция продюсера проекта Аскара Тугунбаева. Возможно, это такой хитрый ход "пиарщиков", чтобы показать, что на RuTube.ru не приемлют порочную практику искусственного нагона трафика.
А ведь есть еще и радио! На момент написания было целых три круглосуточно вещающих радиостанции: Radio13, BestDance.FM, XRadio. Содержимое, конечно, на любителя, но задел на будущее есть. Остальные "внеэфирные" радиостанции представляют собой типичный пример подкастинга. Правда, при попытке их прослушивания ни в браузере Opera, ни в FireFox'е ничего не произошло. Наверное, при проектировании этого раздела стоило посоветоваться с Василием Стрельниковым, создателем Russian Podcasting.
Конкурсы: веселая прибыль
Если пристально вглядываться в среду видеохостингов, то можно предположить, что денежные вопросы их неподдельно волнуют. Совершенно другой вопрос, кто и как борется с этим своим порочным желанием. Одни устраивают "sms-лохотроны", RuTube.ru со спонсорами организовывает рекламные конкурсы с призами для победителей и весельем для всех остальных. Этот конструктивный метод хоть и не является самым простым, но позволяет найти компромисс между извечными сервисными крайностями "хочу денег" и "сделать интересно".
В копилке видеохостинга уже достаточно веселых мероприятий, среди которых были как конкурсы неприкрытой коммерческой направленности "HP-Story: принтер в главной роли", так и социальной, в рамках кампании "СтопСПИД" - "Врубился сам - помоги другому". Кстати, по последнему конкурсу были вполне реальные призовые: две награды по 2000 американских президентов и одна по 1000. Детальнее с этими мероприятиями можно ознакомиться на странице конкурсов и блоге сообщества.
На данный момент администрация проводит несколько конкурсов, среди которых "Колледж" (видеосюжеты о курьезах на вечеринках) от сети кинотеатров "Люксор", "БуГаГа-2" (оригинальная переозвучивание эпизодов из кинофильмов), видео-марафон "Офисные Олимпийские Игры" совместно с "Maestro". И при этом заказчики получают нестандартную креативную рекламу, победители призы, а RuTube.ru - посещаемость. Взаимная выгода, однако.
Итого: быть компактным - это хорошо
Да, YouTube своим появлением - даже не появлением, а той суммой, которую за него отвалил Google, резко заявил о себе, как о стандарте в области развлекательных видеохостингов. Всякий подобный сервис, появившийся после него теперь подозревается в подражании или даже в слепом копировании. А использование созвучного с американским прообразом названия вообще трактуется как попытка сыграть на его популярности. Однако стоит также признать, что зарубежный сервис уже не так интересен отечественным пользователям, как свое, родное "home video". И у нас есть довольно качественная альтернатива "забугорному" колоссу.
Приятно другое - RuTube не опустился в содержании контента, в погоне за сиюминутной популярностью и быстрым трафиком. Видно, что товарищи думают о будущем. Репутация - она всегда дорогого стоит. Всех идей, припасенных для "тотального удовлетворения потребностей пользователей", разумеется, никто не раскрывал. Но владельцы сервиса строят активные планы по его развитию. А как отметил продюсер Аскар Туганбаев, в компактности тоже есть свои плюсы: "Для принятия стратегического решения нам понадобится несколько дней, а YouTube потратит не это две недели. У нас хорошие отношения с поставщиками видеоконтента. Например, в ближайшее время появится ТНТ".
Что же касается отечественных конкурентов, то тут все находятся в одинаково неприятных условиях, так как расширению бизнеса существенно мешает отсутствие широкополосного доступа к Интернету в регионах. Но надежда есть. По некоторым данным, по темпам распространения Интернета Россия находится на втором месте, уступая лишь Индии. "Имеющиеся каналы связи уже позволяют куда большее разнообразие, а пользователи созрели для более насыщенного контента. Оборудования и творческого потенциала у них хватает, а количество потенциальных авторов видеоконтента с широкополосным доступом в Рунете уже превысило необходимый минимум", - считают Олег Волобуев и Михаил Паулкин. Что ж, будем надеяться, в ближайшем будущем нас ждет расцвет таких сервисов, как RuTube.